Призрак с канала Грибоедова – это призрак Софьи Перовской, который уже более ста лет наблюдают на одном из мостов Грибоедовского канала Санкт-Петербурга.
ПРИЗРАК С КАНАЛА ГРИБОЕДОВА
Санкт-Петербург давно завоевал славу мистического города. По мнению местных жителей, истинная мистическая сущность северной столицы открывается в тёмное время суток. Именно тогда в городе можно услышать странный шум в подворотнях, стоны и завывания призраков, а иногда и непосредственно увидеть одного из призраков среди бесчисленных улочек и каналов города.
Легенда об одном из таких призраков уже больше столетия живёт в Санкт-Петербурге. Речь идёт о знаменитой революционерке-террористке Софье Перовской. Говорят, что её призрак можно встретить в начале марта, в тихую, туманную ночь, на одном из мостов Грибоедовского канала. Встреча с этим призраком не сулит прохожему ничего хорошего.
Софья Львовна Перовская родилась в Санкт-Петербурге в 1853 году в небогатой, но дворянской семье. С ранних лет в ней проявился сильный характер. Уже в 17 лет Софья ушла из дома, отвергнув требование отца, не общаться с сомнительными личностями, переехав на год к своей подруге в Киев. Вернулась она только через год, добившись согласия отца, выдать ей паспорт.
Вернувшись, Софья активно включилась в революционную деятельность. Она получает диплом учительницы и заканчивает фельдшерские курсы. С 1872 года занялась “хождением в народ”.
Затем вступает в революционно-террористическую организацию “Народная воля”, которая главным виновником бед простого народа считала монархию. “Народная воля” не раз организовывала покушения на русских царей.
Одну из главных скрипок в таком покушении в 1881 году и сыграла Софья Перовская. Перед покушением на Александра II она сама разработала план расположения соратников, которые должны были метать бомбы в царя. Расчёт был таков: если не сработает первая бомба, тогда в действие вступит вторая, если и вторая попытка будет неудачной, наступит черёд для третьего бомбиста.
Всё произошло 1 марта 1881 года, около трёх часов дня на набережной Екатерининского канала (так он назывался до 1923 года). Когда на набережную въехал кортеж императора, возвращавшегося в Зимний дворец, хрупкая девушка, стоявшая около ограды Михайловского сада, махнула белым платком.
Это был знак боевикам “Народной воли”, Николая Рысакову, Игнатию Гриневицкому и Ивану Емельянову, занять свои позиции.
Первым бомбу в карету царя Александра II метнул Рысаков. Однако Александр II не пострадал, с недавнего времени его карета была бронированной. К тому же Рысаков метнул бомбу недостаточно точно, и она взорвалась в стороне кареты а не под ней. В результате взрыва погибло несколько стоявших на обочине горожан, в том числе один ребёнок.
Тем не менее экипаж Александра получил серьёзные повреждения и не мог продолжать дальнейшее следование. Если бы царь остался в карете, он смог бы избежать смерти, но не таков был этот сильный, волевой человек. Александр II лично захотел посмотреть в глаза своему убийце. Несмотря на все предостережения охраны, он вышел из кареты и направился к Рысакову, которого схватили полицейские.
На вопрос государя, кто он такой, Рысаков назвался мещанином Глазовым – в столице он проживал по подложным документам на эту фамилию.
После этого Александр стал осматривать место взрыва, хотя сопровождающие его настоятельно рекомендовали ему немедленно отправляться в Зимний дворец. Царь направился к парапету Екатерининского канала, не подозревая, что с каждым шагом приближается к своей собственной гибели, именно в этом месте стоял второй террорист Игнатий Гриневицкий.
Подождав, когда император подойдёт к нему на подходящее расстояние, Гриневицкий метнул вторую бомбу, примерно посередине между собой и Александром II. От взрыва пострадали оба, по сути им оторвало ноги.
Взрывная волна отбросила Александра II на землю. Из раздробленных ног хлестала кровь. Упавший император прошептал:
«Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть….»
От полученных ран, спустя час после покушения Александр II скончался. Вечером того же дня в тюремном госпитале скончался его убийца, Гриневицкий, он так и не назвал своего настоящего имени – его личность была установлена лишь месяц спустя.
Все участники террористического акта были опознаны и схвачены, в том числе и Софья Перовская. Суд был скорым и состоялся уже 10 марта. Все участники покушения на императора были приговорены к смертной казни. Приговор привели в исполнении через несколько дней. Цареубийц: Софью Перовскую, Андрея Желябова, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлова и Н.И. Рысакова – повесили на плацу Семёновского полка.
На месте гибели императора сначала возвели часовню, в память об ужасном событии, когда пролилась кровь царственной особы. Затем вместо часовни была построена церковь удивительной красоты, которую так и назвали: Храм Спаса-на-Крови.
Церковь благополучно пережила Гражданскую войну и блокаду, и в мае 2004 года здесь прошло первое, спустя 70 лет богослужение.
В западной части храма, под специальной сенью до сих пор можно увидеть сохранённый фрагмент старинной набережной: часть решётки, плиты тротуара и булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, царь.
Народная молва утверждает, что до сих пор, если подойти к этому мемориальному месту, можно уловить присутствие призрака невинно убиенного государя и услышать его стоны. Правда это или нет, трудно сказать – возможно, кому-то из посетителей храма, действительно удавалось здесь увидеть (или услышать) тень былого.
Но нет никаких сомнений в том, что призрак Софьи Перовской действительно существует. Это давно известный и подтверждённый многим очевидцами факт, с конца 19-го века.
Сразу после казни, по городу поползли слухи, что Перовскую не повесили, так как её видели в Петербурге, люди так и говорили «жива она не жива, но только призрак ее появляется».
С тех пор близлежащий мост (к Храму Спаса-на-Крови) Екатерининского канала, пользуется дурной славой у петербуржцев.
Городская легенда гласит, что раз в год, в марте, когда на город ложится туманная, сырая ночь, а ветер и мокрый снег слепят глаза, можно повстречать призрачную фигуру хрупкой девушки. Лицо её посинело от удушья, на шее у неё красуется багровый след от веревки, а в руках она держит платочек, которым подавала сигнал бомбометателям. Горе тому, кто окажется в этот момент на мосту.
Взмахнёт платком размытая фигура девушки, и упадёт несчастный в воду, пойдёт ко дну, словно камень. А спустя несколько дней в канале найдут ещё одного утопленника…
Действительно ли бывшая террористка забирает жизни запоздалых путников или это просто ещё одна городская “страшилка” – трудно сказать. Мы, тем не менее, не советуем вам проверять правдивость легенды, подвергая риску свою жизнь.
Люблю всё историческое!Спасибо Админ)
Ёлы, да она писец как на мужика похожа!
Может, она все это из-за недотраха делала? Кто ж согласится такое страшилище е
КИРЭН, солидарна с тобой
А Желябову, говорят, нравилась)) Роман у них типа был.