Портреты Эрмитажа – это мистический рассказ автора Светланы Енгалычевой о том, как оживают по ночам портреты в Эрмитаже. Если вам понравился рассказ, пишите автору на адрес svet1ana228@mail.ru.
ПОРТРЕТЫ ЭРМИТАЖА
Со стороны Невы в Старый Новый год незадолго до полуночи можно заметить, как в окнах Эрмитажа вспыхивает неяркий свет. Это невидимая сила достаёт из хранилища бронзовые подсвечники и зажигает в них свечи. Белые огоньки в канделябрах, похожие на танцующих мотыльков, завораживают своим танцем. Они бросают едва заметные причудливые тени на полуопущенные гардины.
Луна, заглядывая вовнутрь, замирает в ожидании волшебства. И оно наступает.
Под звон курантов, портреты в Зимнем Дворце — оживают.
При лунном свете и слабом мерцании свеч, призраки выходят из своих золочёных рам. Здесь старые, и молоды, весёлые и грустные. Тихо, почти бесшумно скользят они по паркету дворцовых залов.
Ходят — бродят по Эрмитажу души, оживших портретов. То там, то тут появляются одинокие тени, или маленькие группы шутов, куртизанок, знати и простого люда.
Вот прошла вереница людей в карнавальных масках и костюмах. Это не артисты, а гости с бала — маскарада княгини Кочубей. Красавицы минувших лет невольно приковывают к себе внимание. Их палантины сброшены с обнажённых плеч, а драгоценные диадемы на изысканных причёсках и перламутровые переливы жемчугов вокруг шеи поражают своим великолепием. Только одну ночь в году великосветские красавицы будут блистать, как прежде, а потом вернуться обратно и станут смотреть на нас сквозь века. Остальные разделят их участь.
Печальный карнавал теней!
Среди них — светлым лучиком выделяется девочка в зелёном пальто с большими круглыми пуговицами. Широкополая шляпа, украшенная зелёной лентой и флёрдоранжем, не прикрывает прелестное личико с большими чистыми голубыми глазами. Открыто и немного застенчиво она смотрит на мир.
– Приветствую вас, мадмуазель! — раскланивается с ней немолодой господин в белом, напудренном парике и в синем охотничьем кафтане. В руках он держит, богато инкрустированное «англицкое» ружьё.
Красная лента через плечо и усыпанный бриллиантами орден неуместно смотрятся на груди сиятельного охотника.
– Рада видеть вас в добром здравии, князь, — мило улыбаясь ему, отвечает юная баронесса Строганова.
Князь Куракин, сопровождаемый молчаливыми русскими гончими, вальяжно прошествовал далее.
– Прелестна, прелестна! — стал расточать комплименты какой-то галантный старичок, бесцеремонно разглядывая девочку в лорнет.
Она не успевает ему ответить. Её подхватили и закружили по зеркальному паркету сильные руки молодого кавалера.
– Жорж, ты напугал меня! — смеясь, пытается освободиться из крепких объятий юная баронесса.
– Дорогой братец, вам никто не говорил, что вы совершено, несносны!
– Любезная сестрица, вы опять строги ко мне, а я так соскучился по моей любимой Катрин!
Взявшись за руки, они, смеясь, побежали, обгоняя вельмож, бедняков, грешников и святых. Смех, звонкими колокольчиками раздался под сводами дворца. На него с неодобрением стали оборачиваться и осуждающе смотреть призраки с картин.
– Тсс! Никто не должен нарушать ночную тишину.
Молодые люди сконфуженно замолчали.
Время рандеву быстро прошло. В предрассветных сумерках все стали возвращаться обратно.
Блудный сын помогает престарелому отцу зайти в их чертоги. Мадонны уносят своих слишком раскормленных чад, которые ревут, не желая уходить с прогулки. Но как только оказываются на месте, сразу принимают свои картинные позы, и застывают до следующей Новогодней ночи. Последними вернулись близнецы — Екатерина и Григорий Строгановы.
Утром сторожа обнаружили лишь оплавленные свечи и флёрдоранж на полу. Никто не обратил внимания, что на портрете баронессы Строгановой, на её шляпе, не хватает апельсинового цветка.
Екатерина Александровна Строганова. Прелестная русоволосая девочка выросла и превратилась в высокую, статную барышню. Умная, серьёзная девушка — богатейшая невеста Петербурга приняла сватовство светского вертопраха Ивана Нарышкина. Он был ниже невесты ростом, хрупкого сложения и миловидной наружности. Слыл мотом и ужасным ветреником. К моменту женитьбы на богатой невесте уже успел промотать два состояния. Женитьба его не образумила. Нарышкин продолжал жить на широкую ногу, тратил женушкины капиталы. Его супруга, несмотря на твердость характера, не могла его образумить. Пока она в очередной раз была в интересном положении, её муженек щеголял перстнями с огромными бриллиантами(маленький человечек любил крупные камни) и тратить деньги на любовниц.
Екатерина Александровна всё прощала мужу, терпеливо оплачивала его долги. Светскую жизнь она не любила. В обществе появлялась редко, но светлый ум, ровный характер и безупречная репутация Екатерины Александровны вызывали уважение знати. К ней прислушивались. Когда ее брат — блистательный Григорий Александрович Строганов решился жениться на своей любовнице, он попросил сестру, чтобы она поддержала его. Опасался, что супругу не примут в приличном обществе. Екатерина Александровна откликнулась на просьбу брата. Приехав из поместья, посадила свою будущую невестку в карету и вместе с ней нанесла визиты родне и подругам. Авторитета Е. А. хватило, чтобы погасить зреющий заговор против португальской выскочки — бывшей любовницы генерала Жюно.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Страшное несчастье обрушилось на Екатерину Александровну.Её первенец — Александр повздорил с известным в Петербурге бретёром графом Федором Толстым. По словам современников — Александр Нарышкин был прекрасным юношей. Ростом, внешностью и характером пошёл в мать, а не в робкого и легкомысленного отца. Юноша посчитал для себя трусостью отказ от поединка с человеком, который всегда выходил победителем.
Александр Нарышкин (1788—1809), красивый и блестящий офицер лейб-гвардии Егерского полка был убит на дуэли.
У Екатерины Александровны осталось ещё четверо детей (два сына и две дочери), но это слабое утешение для матери. Скончалась она в Москве 30 декабря 1844 года, пережив мужа на четыре года, и похоронена рядом с ним в Донском монастыре.
Как всегда, шедеврально. Удачи :mask3:
Я рада, когда читателям нравится то, что и мне. Хотя надо ещё работать над стилистикой.
Спасибо!