Сумрачный мир (глава девятая) — это девятая глава саги автора Романа Ударцева о сумрачном мире.
СУМРАЧНЫЙ МИР
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
В потемках она не разобрала что оказалась не в привычном коридоре общаги, а в совершенно другом месте. Только налетев коленом на какую-то груду металлолома, рассадив кожу до крови, осмотрелась и вздрогнула от страха. Длинный тоннель, едва освещаемый редкими тусклыми светильниками тянулся в обе стороны, насколько хватало обзора. С серых бетонных стен свисали обрывки проводов и шлангов, пол покрывал слой грязи, песка и обломков непонятных механизмов. Слева в пяти шагах на стене пульсировала зеленым светом какая-то субстанция, похожая на плесень или лишайник. Рита подошла и протянула руку, желая прикоснуться к ней.
Браслет впился в другую руку тысячью иголок. Девушка вскрикнула и попыталась сорвать колючее украшение. Боль мгновенно прекратилась, но снять украшение не получилось. Стразы на браслете поплыли и сложились в новое предложение «не трогай это!». Рита зажмурилась и потрясла головой, предложение не трогать исчезло с браслета, но легче не стало. Камешки опять сложились в новый узор «это Ядовитый Студень, кислота».
Рита пошарила в карманах и извлекла сухарик, один из тех, что она скармливала дворовой собаке Лахудре. Легонько размахнувшись, она кинула сухарь в центр светящейся плесени. Хлеб прилип к пульсирующей поверхности, через секунду задымился, а еще через пять сгорел полностью. Девушка представила, что было бы с ней, прикоснись она к этой симпатичной на вид штуковине. Получается браслет если и не спас ей жизнь, то избавил от серьезного увечья, подумала Рита и погладила пластик. На ласку пластмасса, разумеется не отреагировала, но узор опять сменился, сложившись в одно слово «налево».
Девушка едва сделала три шага, как браслет опять впился ей в руку, правда на этот раз почти безболезненно, просто чтобы обратить на себя внимание. Надпись гласила «налево — туда!» и стрелка показывающая назад. Рита почувствовала, что краснеет. Хорошо еще, что никто ее позора не видел. Теперь она пошла в нужном направлении, во всяком случае ей очень хотелось в это верить. На стенах попадались странные надписи на на русском языке «…стоп-контроль четвертого генератора», начало фразы облупилось с краской, «контроллер дзетта-излучения». Иногда попадались железные двери, с круглыми ручками, похожие на люки в подводных лодках, Рита такие видела в кино. Большая часть дверей была закрыта, некоторые распахнуты настежь. Девочка заглянула в одну комнату, пустая. От другой так несло тухлятиной, что даже без предупредительной надписи на браслете, она бы туда не сунулась.
С потолка свешивались клочья то ли паутины, то ли обрывки марли, Рита их тщательно обходила на всякий случай. Из любопытства протянула руку в их сторону, браслет не уколол, видимо различил что она просто хочет узнать, что это и не собирается прикасаться. Появилась надпись «Жгучий Пух, ядовит». Почти все в этом коридоре, что не являлось бетоном, было либо ядовито, либо опасно, либо смертельно. Даже странное мерцание как от горячего воздуха, браслет обозвал «Каруселью» и заставил обходить его прижимаясь к противоположной стене. Когда девушка была в двух метрах от мерцания, она почувствовала, как ее тянет к нему, но обошлось, она успела проскочить. Шагов через сто, тоннель разветвлялся, сразу за поворотом она наткнулась на мертвеца и взвизгнула. Сначала она решила, что это скелет, но кожа местами обтягивала труп, видимо он лежал здесь достаточно давно, чтобы превратиться в мумию. Труп был одет в изодранный прорезиненный комбинезон и бронежилет. В бронежилете были дыры, настолько большие что в них можно было засунуть руку. Рита не представляла, что могло проделать в человеке такие раны и не хотела это узнать.
Обойдя тело по дуге, девушка пошла дальше. Еще через сотню шагов, пользуясь подсказкой браслета, она взобралась по лестнице из вмонтированных в бетон, металлических скоб и оказалась в еще одном коридоре, как две капли воды похожем на предыдущий. Здесь стояла удушающая вонь разложения. Рита обмотала лицо шарфом, но это не помогло. Ей стали попадаться тела, не мумифицированные как внизу, а на разных стадиях разложения. Случайно заглянув в боковое ответвление коридора она увидела груду мертвецов, которых, кто-то основательно обглодал. Девушку вырвало, сгибаясь от спазмов она побежала, уже не думая об опасностях, только мечтая выбраться из могилы.
Наконец она выскочила в обширный зал, где по-видимому работала вентиляция и трупный запах не чувствовался. Риту колотило от страха и отвращения. Может быть она сошла с ума и на самом деле, сейчас бьется привязанная к кровати? Мать работала санитаркой в дурдоме и однажды взяла дочь с собой, в воспитательных целях, как сказала она. Реальные психи совсем не были похожи на хихикающих и скачущих дурачков из комедий, большая часть из них выглядели перепуганными, некоторые стонали от ужаса. Не кричали, нет, за это санитары избивают. Но подвывали как собаки на покойника.
За спиной послышался шорох, девушка обернулась, кто-то копошился за упавшим коробом вентиляции. Голый мужик сидел на корточках, спиной к ней и перебирал какой-то мусор. Качок наверное, подумала Рита глядя на огромные вздутые мышцы. Отблеск лампы попал на бритую макушку и плечи, он похоже, был вымазан в чем-то коричневом. Девушка истерично хихикнула, представив, что это могло быть. На звук, мужик обернулся и ей сразу расхотелось смеяться, верхняя часть лица была похожа на человеческую, только отражала крайнюю степень отсталости, как у олигофренов и даунов. Но нижняя часть отсутствовала напрочь, на месте подбородка шевелились щупальца, усеянные присосками.
Монстр встал, роста в нем было не меньше двух метров, раскинул руки и заревел. Щупальца встали дыбом, открыв круглый рот с крючковатыми зубами. Так выглядит смерть, пронеслась мысль в голове девушки, от ужаса она даже забыла закричать. За спиной раздался металлический, лязгающий щелчок и мужской голос скомандовал: «ложись…»
Рита упала с грацией лягушки, больно ударившись локтями и коленками об пол. Тихие хлопки, совсем не похожие на выстрелы, едва слышались за ревом твари. Но тяжелые пули отбрасывали монстра назад. Наконец одна попала в голову и урод упал. Девушка смотрела на бьющееся в судорогах тело. Потом обернулась, чтобы увидеть своего спасителя. Он был одет в такой же комбинезон и бронежилет, что и трупы в коридоре, на лице была маска противогаза, а в руках он держал винтовку и целился в нее.
– Кто ты? Отвечай! – маска приглушала голос, но он показался Рите знакомым. Из винтовки еще струился дым и девушка отчетливо поняла, что доли секунды отделяют ее от смерти. Неправильный жест или звук, и этот человек спустит курок. Она не знала, что сказать, да и стоит ли вообще говорить и просто расплакалась. Как ни странно, но именно это успокоило мужчину. Он опустил винтовку и протянул ей руку:
– Пойдем! Кровососы редко охотятся в одиночку, обычно живут парами.
Он провел ее через какой-то коллектор к вертикальной шахте. Они поднялись на четыре уровня выше, Рита еле переставляла ноги от усталости, но не просила передышки. Стоило ей представить, что сородич того мутанта, крадется сзади, как откуда-то брались силы сделать еще десяток шагов. На конец он остановился перед обычной деревянной дверью, изрядно потрепанной, но все еще крепкой. Мужчина толкнул ее, дверь поддалась всего лишь на сантиметр-полтора и застряла. Позади раздался знакомый рев. Мужик, глухо матерясь по-русски, навалился на дверь всем своим весом, та скрипела, трещала, но не двигалась. Рев мутанта послышался ближе. Перепуганная Рита уперлась ладошками в плечо спасителя, помогая ему изо всех сил.
Как ни странно, но это помогло и дверь, еще секунду посопротивлявшись, распахнулась. Они влетели внутрь, Рита глотала воздух, а ее спутник мгновенно вскочил на ноги и захлопнул дверь. Обратно она врезалась в косяк со скоростью пули, как под сильным порывом ветра. Секунду спустя о дверь глухо ударился родственник мутанта. Но на этот раз, трухлявое дерево, даже не шелохнулось.
Тварь бесновалась снаружи, но мужчина совершенно спокойно отложил автомат и пошел в дальний угол заваленной хламом комнаты. Приглушенный свет из пролома в потолке, видимо они-таки выбрались из подземелья, не давал разглядеть детали и девушка не сразу поняла, что за остовом ЭВМ лежит человек.
– Как ты, Волк? – спросил мужчина лежащего.
– Хреново, Смазка. – невнятно прохрипел лежащий и видимо раненый человек, Рита подошла ближе и разглядела бледное усатое лицо и огромную рану на щеке – Принес?
Спаситель молча достал из темной металлической коробочки, красно-коричневую, полупрозрачную, влажно поблескивающую субстанцию и оторвал кусок и прилепил к щеке пострадавшего. Вытащил желтый тюбик с таблетками и дал пару другу. Тот принялся их старательно разжевывать, по морщинистому лицу потекли слезы, видимо боль от раны была очень сильная, но он молчал, даже не ругался.
– Принеси флягу, она в рюкзаке, там. – не оборачиваясь приказал тот, кого раненый назвал Смазкой и показал рукой на чудом уцелевший стол. Рита не стала спорить, порывшись нашла армейскую флягу и отнесла ему.
То ли от таблеток, то ли от быстро наливающейся синим дряни, что Смазка размазал по ране, но раненому стало лучше. Лицо из землистого, стало просто бледным, дыхание выравнялось, а взгляд стал более осмысленным.
– Это еще кто? – удивленно спросил он, показывая на девушку.
– Хотел бы я знать. – проворчал Смазка, снимая маску противогаза.
Рита взглянула ему в лицо и вскрикнула. Она вспомнила его, вспомнила все, даже то, что сейчас они бродят по Железной Степи, а их окружают галлюцинации. Коралловый паук, теперь она помнила, что это не браслет, точнее не только браслет, вцепился ей в руку. На его поверхности проявилось “Он не должен ничего знать, обязан сам выпутаться из лабиринта памяти”.
– Ты чего орешь? – грубовато спросил Миша.
Чертов Гаврилыч, с его правилами, мысленно выругалась Рита, но правды не сказала. Знала, старый ехиатойец, не станет давать глупых советов. Думая, чтобы ответить, Рита решила применить старый как человечество, прием, то есть прикинуться дурочкой:
– Ноготь сломала! – обиженно надув губки, заявила она.
Мужчины переглянулись, потом окинули взглядом заброшенное помещение, где все стены покрывала плесень и серая слизь, взглянули на дверь дрожащую под мощными ударами кровососов дверь и заржали. Рита тоже улыбнулась, как же легко управлять мужиками, главное, чтобы они всегда себя чувствовали хозяевами положения.
– Ладно, модница! – сказал Миша, не узнавая жены – Меня Смазка зовут, а это Волк.
– Рита. – ответила девушка.
– И откуда ты такая нарисовалась? – на этот раз в голосе не было агрессии, обычное любопытство – И как тебе удалось дойти живой до Саркофага, даже без комбеза?
– Не помню, – Рита приняла условия игры – я очнулась в одном из коридоров, а потом шла наугад, пока Вы меня не нашли.
– Слышишь, Волк? – присвистнул Смазка – Она невесть сколько шлялась по нижним коридорам и целехонька-здоровехонька! А ты красна-девица, человек вообще? – это уже к Рите.
Волк мрачно отдирал с лица посиневшую субстанцию, еще десять минут назад раздранная щека зарубцевалась свежей розовой кожей, резко контрастирующей с грязным небритым подбородком. Потом доковылял до рюкзака, достал бутылку водки и, усевшись на покосившийся ящик, отхлебнул из горлышка.
– Отстань от нее, Смазка. – проворчал он – Псевдогиганту понятно, что она птица непростая. Да только хотела бы она нас сожрать, давно бы убила. Может Зона понаблюдать за нами, остолопами, захотела, может Черный Сталкер, на пару с Семецким в игры играются. А может и правду говорит. Да только угрозы я от нее не чую, а моему нюху, ты знаешь, доверять можно.
– Можно говоришь? – Миша сел рядом и принялся ножом ковырять банку тушенки – А когда твой нюх во мне угрозу усмотрел? Меня же твои “детишки” чуть в расход не пустили по чем зря! Не было никакой угрозы!
– Да ты что? – притворно удивился Волк – Угрозы, говоришь никакой от тебя? А где мы сейчас? И каковы наши шансы отсюда живыми выбраться?
– Ну, – смутился Смазка – я тебя сюда силой не тащил.
– Знаю. – ответил Волк – Но девочку не обижай, хорошая девочка.
Риту бесило что о ней говорят в ее присутствии, не обращая никакого внимания. Она подошла к столу и взяла из рук, обалдевшего от такой наглости Миши, тушенку и стала есть. Смазка хотел было что-то сказать, но махнул рукой и достал из рюкзака еще банку, а Волк одобрительно подмигнул и протянул ей водку. Девушка на секунду замешкалась, при отсутствии столовых приборов, она ела руками, салфеток, тем более рукомойника рядом, разумеется не было. Поборов врожденную чистоплотность, она вытерла пальцы об куртку. Глотнула водки, против ожиданий, качественной. Но все равно горло обожгло и она закашлялась.
Ее беспомощность, наконец подсказал мужикам, что среди них женщина. Они наперебой принялись за ней ухаживать, Миша подсунул флягу с водой чтобы запить, а Волк выудил из рюкзака бинт и, размотав, сделал импровизированную салфетку.
Обстановка разрядилась, из обломков ящиков мужики соорудили костерок. Тепла от него было не много, но сразу стало уютнее. Миша разобрал свою винтовку и принялся ее чистить при помощи целого набора тряпочек, штырей и каких-то крючков. Рита помнила, что муж обожал возиться с механизмами, хотя к оружию в Поселке никогда не прикасался, да и незачем было. Волк размазал по щеке остаток красно-коричневой грязи, которую назвал Слизняком, лечебным артефактом и дремал. Снаружи окончательно стемнело. В прореху крыши проглядывали звезды. Даже кровососы за дверью угомонились и отправились за более доступной едой.
– Что это за уроды? – спросила Рита, зябко передергивая плечами при воспоминании о произошедшем в тоннелях.
– Кровососы? – переспросил Миша – Мутанты Зоны, когда-то были людьми, но попали под Выброс и изменились.
– А их можно вылечить?
– Никто еще не пробовал! – засмеялся Миша – Обычно, при встрече с ними гуманные мысли отступают на второй план.
– Они нападают из ненависти?
– Нет, из голода. Вряд ли они разумны в нашем понимании слова, жрать да размножаться вот и все желания. Хотя, – мужчина цинично усмехнулся – многие люди не слишком от них отличаются.
– Как нам пройти мимо них, когда будем выбираться? – Рита еще хотела спросить, как они питаются, потом вспомнила груды трупов в коридоре и решила, что лучше не знать.
– А мы не будем выбираться. – жестко ответил Миша и щелкнул затвором – То есть ты вольна идти куда хочешь, нам же дорога к Монолиту. Что такое Монолит? – опередил он ее вопрос – Мечта, вымысел, Исполнитель Желаний! Что-то вроде Золотой Рыбки, только круче.
В восемьдесят шестом на ЧАЭС шарахнул взрыв, людей эвакуировали, создали Зону Отчуждения…
– ЧАЭС, это Чернобыльская атомная станция? – уточнила Рита, она помнила, что об этом, как о крупнейшей техногенной катастрофе, много говорили по телевизору и в газетах. Но про такое нигде не писали.
– Будешь перебивать или дослушаешь? – нахмурился Миша, девушка демонстративно зажала рот ладошкой – Короче, осталась огромная практически безлюдная территория и колоссальная энергоустановка. Рванул ведь только четвертый энергоблок, остальные работали. Головастикам-ученым раздолье. Ну они тут и начали эксперименты, рядом с которыми, Семипалатинск отдыхает. Что случилось потом, толком никто не знает, но в две тысячи девятом шарахнул второй взрыв, тридцатикилометровая зона за несколько минут увеличилась втрое. Прихватив несколько военных частей и населенных пунктов. Выбрались оттуда единицы.
О том что происходит внутри, они либо молчали, либо несли такой бред, что впору их в психушке запирать. Мутировавшие хищные растения, животные превратившиеся в монстров, необъяснимые колебания гравитации, охотящиеся за людьми молнии, полная околесица! Но на самом деле они видели далеко не все, правда была еще ужаснее. Пока политики ломали голову что делать с Зоной. Несколько экстремальных на всю голову ребят сумели пройти сквозь блок посты военных, войти внутрь и вернуться живыми, правда из девяти осталось четверо. И они принесли с собой странные вещи, например стеклянный шарик с беснующейся внутри молнией, придавал обладателю невероятные силы, совершенно неподготовленный человек мог пробежать десять километров не сбив дыхание, а после этого запрыгнуть на крышу грузовика. Называется этот артефакт Лунный Свет.
То, что я дал Волку, называется Слизняк, ученые даже не могут определить, живое это или неорганическое, но артефакт лечит глубокие раны, останавливает кровотечения, причем даже внутренние, но при его применении впадаешь в оцепенение. Потому что у всех, даже самых расчудесных артефактов есть побочные действия. Иногда почти незаметные, но в большинстве случаев серьезные.
Естественно ученые, коллекционеры, просто богатые недоумки, были согласны платить за артефакты сумасшедшие деньги. А тех кто лезет в Зону, чтобы рисковать жизнью между аномалиями и мутантами, называют сталкерами. Говорят в центре Зоны, прямо под Саркофагом четвертого энергоблока, есть Сердце Зоны – Монолит. Исполнитель желаний, как его еще называют. Многие думают, что это легенда, миф. Но мне удалось разведать дорогу туда и я дойду до него.
Миша замолчал. Рита хотела было его обнять, как всегда обнимала, если у мужа было плохое настроение, но вовремя спохватилась что он ее просто не помнит. Тогда, прихлебывая дрянной кофе из жестяной кружки, она задумалась как ей поступить. Из рассказа Миши она поняла куда занесла Железная Степь мужа. Это мир компьютерной игры “Сталкер”.
Она когда-то читала книгу братьев Стругацких “Пикник на обочине”. Миша, узнав об этом, рассказал ей о игре, созданной по мотивам этой книги. Сама Рита, вообще не слишком интересовалась компьютерами, да и Сдвинулась на несколько лет раньше чем они вошли в быт. Но почему Железная Степь забросила мужа в такую странную иллюзию? Почему не в Грозный девяносто второго года, когда озверевшие от вседозволенности горцы убили мать и отца Миши? Или девяносто девятый, когда будучи молодым лейтенантом ВДВ, он вернулся и воевал, причем воевал так, что даже после Сдвига, почти ничего об этом не рассказывал? Рита поняла, даже у Железной Степи не хватит сил возродить всю боль и ярость тех моментов. Слишком жестокая была реальность, чтобы Миша купился на ее подделку.
Но как его вывести из замкнутого круга Железной Степи? Она порабощает сильнее любых кандалов, потому что берет в плен разум, а не тело. Рита вздохнула, на ум ничего не шло, кроме глупостей вроде сказки о Спящей Красавице. Грязный комбинезон и потрепанный бронежилет, совсем не походили на парчовое платье сказочной героини, так что с поцелуями девушка решила подождать. Остается только идти с ними. Страх ушел, ведь она понимала, что это лишь иллюзия, на самом деле они бродят по пыльной, раскаленной на солнце, железной плите. Миражи миражами, но надо помнить и о деле, то есть двигаться к вновь прибывшей, а не кружить без цели. Но в этом приходилось полностью полагаться на паукообразные браслеты. Пока они помогали и Рита надеялась, что не подведут в дальнейшем.
Увлекательная глава. Ничем не хуже, чем у Стругацких. Особенно,первая часть рассказа очень яркая. Ощущение, будто сама бродила с Ритой. Хорошо иметь такой браслетик)) :jacklantern:
Ну, до Стругацких мне далеко, но спасибо за комплимент. :ghost2:
Мне Вы больше нравитесь, как писатель, чем Стругацкие.
Стругацкие – титаны! Во всяком случае их ранние вещи, после 91 года их работы, скажем так, несколько циничны.
Но “Трудно быть богом”, “Пикник на обочине” и “Полдень двадцать второй век” это потрясающе!
Они умудрялись писать моральную фантастику, у меня же, в основном, беготня и мордобой… Так что я себя с ними не сравниваю.
Я больше запомнила из Стругацких «Страна багровых туч» и «Глиняный бог». Читала их в детстве и они оставили довольно сильное впечатление, зацепили. Но всё равно, не люблю Стругацких за пессимизм,мрачное мироощущение. Тяжело психологически. А у Вас – есть свет в конце туннеля.
“Глиняный бог” Днепров написал, а не Стругацкие.
У Стругацких как раз все в порядке с позитивчиками и хорошими концовками. “Понедельник начинается в субботу” вообще юмористическая фантастика.
Просто они задаются невеселыми вопросами в своих книгах. «…Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: „СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!“»
А это вообще великолепная фраза, актуальная и применимая во все времена: “Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.” :jacklantern:
Масло масляное. На самом деле и асфальт может быть интересный, потому что он бывает разный. Покрытый изморозью, или после дождя, раскалённый на солнце… А ещё на нём бывают интересные надписи и забавные фигурки. Но самое поразительное, это росток растения, пробивающий асфальт. Вы не видели это чудо, а я видела.
Не буду спорить о Стругацких. Они Вам нравятся, и хорошо. Мои самые любимые фантасты – Андре Нортон, Эдмонд Гамильтон и Роджер Желязны. Нравятся ещё – Саймон Грин и Джеймс Роллинс, ну и Гарри Гаррисон, конечно. А из российских и украинских – Бурцев, Владимир Трапезников, Свержин, и ряд других. Просто с хода так не вспомнить.Если не читали их, советую почитать. Интересно пишут.
Вообще-то они говорили о том, что если ты хочешь найти что-то интересное, надо выйти из комфортных условий))
К Вашему списку можно добавлять, убавлять особо некого)) Из зарубежных я бы прибавил: Кинга, Меррита, Хаггарда, Лавкрафта, Уиндема, Ле Гуин, Толкиена…(длинноват список получится))
Из наших отлично пишут: Лукин, Дивов, Олди, Иванов, Панов и т.д.
Кстати, меня всегда удивляло отсутствие хороших сюжетов в отечественных и зарубежных фантастических фильмах, ведь талантливейших авторов огромное количество. А снимают лабуду. Последнее что смотрел из нашего “Вычислитель”, напихали кучу спец эффектов, а сюжет убогий. Старая мантра либералов: Сталин-Берия-Гулаг. Грустно даже…
Может быть. Но комфорт – это хорошее настроение, когда радует буквально всё, и наоборот, во время стресса нет возможности замечать интересное. Так что всё относительно. Хотя, если комфортом считать -уютную квартирку, которая словно раковина для моллюска, а дискомфорт – выход из неё…
А фильмов нет хороших,потому что нет хороших сценариев. Иногда задумываюсь над тем, что попробовать их писать.
Я тоже хожу вокруг да около этой идеи, но пока глухо дело. Сценарий пишется совершено по другому, отлично от литературных произведений. Рекомендую программку “Сценарист”, удобная для работы.
Спасибо, Роман. Загляну. Всё таки надо попробовать.