Многогранная личность Ивана Грозного всегда вызывала самые противоречивые суждения. Бесспорно лишь то, что фигура этого царя окутана множеством мистических тайн загадок и событий. Сегодня мы ходим рассказать вам об одной из таких тайн – проклятии Ивана Грозного.

ПРОКЛЯТИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО

По театральным легендам, роль царя Иоанна Грозного – одна из самых опасных и роковых. Прославившийся дурной репутацией тиран серьёзно мстит смельчакам, прикоснувшимся к его образу.

Так, в 1945 году знаменитый актер Н.П. Хмелёв умер на сцене МХАТа в гриме и костюме Грозного. В этот же день попадал в страшную аварию актер Николай Черкасов, только что завершивший съёмки во второй серии фильма “Иван Грозный”, актер чудом остался жив, но… трагедия настигла режиссера картины Сергея Эйзенштейна: не закончив работу над третьей среией своего эпоса, он умер от инфаркта.

В 1992 году эта же роль стала последней для Евгения Евстигнеева – он играл её в сериале “Ермак”. Роковая роль едва не стоила жизни актеру Александру Михайлову, который в Малом театре играл царя в спектакле “Смерть Иоанна Грозного”. Во время спектакля у актера внезапно пошла горлом кровь.

Трагической оказалась роль Грозного и для Олега Борисова: он умер вскоре после того, как сыграл этого поистине проклятого царя в картине “Гроза над Русью”.

Проклятие грозного царя распространилось и на художников. По признанию великого Репина, ни одно полотно не создавалось им в таких муках, как “Иван Грозный и его сын Иван. 16 ноября 1581 года”. Перед ней не раз падали в обморок и бились в истериках зрители, около полотна собирались террористы и клялись мстить ненавистной монархии. Не нравилась картина и членам императорской семьи. По их словам, в картине была какая-то зловещая сила, таящая опасность.

“Иван Грозный и его сын Иван. 16 ноября 1581 года”

Вскоре после покупки этой знаменитой картины П.М. Третьяковым произошло событие, которое прогремело на всю Россию. 16 января, 1913 года в Третьяковскую галерею явился душевнобольной Абрам Балашов и с истошным криком “Довольно крови, довольно смертей!” набросился на полотно. Голова царя получила несколько ножевых порезов.

Большинство психиатров, осматривавших Балашова, пришли к выводу, что безумный поступок был совершён им под влиянием “роковой” картины – это был протест против крови, насилия и смерти.

После покушения на “Царя Ивана” главный хранитель музея Хруслов тяжело заболел и покончил жизнь самоубийством. Художник Мясоедов, с которого Репин написал царя-убийцу, и сам в гневе чуть не убил своего малолетнего сына Ивана.

Ещё ужаснее оказалась судьба писателя Гаршина, которого художник уговорил позировать для образа “убиенного царевича”. Через три года после создания роковой картины он сошел с ума и покончил с собой. Что касается самого Репина, то у него вскоре после окончания работы над картиной стала сохнуть правая рука.