Призрак великого зодчего – это легенда о призраке итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, который, по приказу Ивана Грозного, был замурован в одной из темниц Кремля. Зодчий проклял Кремль, и его проклятие долгие годы тяготеет над Россией.
ПРИЗРАК ВЕЛИКОГО ЗОДЧЕГО
После женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван III (Грозный), объявил, что отныне великому князю всея Руси и наследнику римских и византийских императоров требуется новая величественная резиденция, достойная великой державы.
В первую очередь началось строительство каменного Успенского собора. Приглашенные псковские мастера каменщики не справились с заданием великого князя, построить в Московском Кремле каменный собор, более величественный, чем в стольном граде Владимире.
Как только возвели новые стены, собор рухнул снова. Вспомнили о тяготеющем над Боровицким холмом проклятии. Поползли слухи, что беда стряслась из-за грекини, прежде пребывавшей в “латинстве”. Митрополит также осторожно намекал насчет проклятия Божьего, которое не замедлило настигнуть великого князя, женившегося на католичке.
Поговаривали о колдовских кознях, и только Софья, потупив взор, тихо молвила, что Бог не может разрушить сооружение, возведённое во имя его же. Видимо, тут ошибка.
По преданию, именно Софья посоветовала мужу пригласить итальянских архитекторов, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте европейским столицам и поддержать престиж московского государя.
Были предприняты попытки пригласить иностранных зодчих, но никто не соглашался ехать в далекую и таинственную Московию, о которой в Европе ходили многочисленные легенды. Неожиданно на предложение великого князя откликнулся известный архитектор из Болоньи, Аристотель Фиорованти.
В документах нотариального архива Болоньи Аристотель Фиорованти именуется удивительным гением и утверждается, что нет человека, который знал бы в архитектуре что-либо, не известное Аристотелю.
В 1455 году гениальный зодчий с помощью механизмов собственного изобретения передвинул на пять саженей колокольню церкви Санта-Мария Маджоне без единого повреждения, вызвав всеобщее восхищение.
В 1456 году Аристотель был избран старейшиной ложи болонских каменщиков. Он нередко выезжал “по государеву заказу”, выполняя самые трудные работы. По словам современников, знаменитый зодчий, мастер своего дела, был прозван за своё умение “Аристотелем” и “новым Архимедом”.
До сих пор не умолкают споры историков, почему знаменитый мастер Аристотель Фиорованти отправился в далёкую Московию. Едва ли его прельстили большие деньги. По одной из версий его вынудили обстоятельства. В июне 1473 года он был обвинён в производстве фальшивых денег и даже побывал в тюрьме. Болонская коммуна, не ставшая дожидаться окончания разбора в Риме, тут же помпезно отлучила мастера от должности.
Обвинения с Фиорованти вскоре сняли, но репутация была подмочена, и главной причиной согласия архитектора на поездку в Москву некоторые историки видят в желании отбыть с родины.
По другой версии, знатный архитектор ещё в Венеции виделся с Софьей Палеолог, знал о бесценной византийской библиотеке,и, возможно, именно это и привело его в далёкую Московию.
Поговаривали также, что Аристотель был не только великим зодчим и талантливым инженером, но и черным магом и чародеем. Он не только строил уникальные сооружения, лил колокола и пушки, чеканил монету, но и искал философский камень, превращавший любой металл в золото.
Некоторое время искусный архитектор скрывался от чиновников инквизиции, прознавших о его увлечении колдовством и магией у герцога Милана, большого любителя алхимии, поощрявшего опыты по поиску таинственных снадобий и философского камня. Ходили слухи, что он согласился ехать в Москву, чтобы избежать преследования инквизиции.
Как бы то ни было, в 1475 году Аристотель вместе с сыном Андреем и помощником Пьетро прибыл в Москву. Было великому зодчему 60 лет, но выглядел он намного моложе и обладал огромной физической силой. По свидетельству очевидцев, порой невозможно было отличить отца от сына. По Москве поползли слухи, что он нашел формулу вечной молодости и эликсира бессмертия.
Сразу после приезда Аристотель составил генеральный план нового Кремля, осмотрел рухнувший храм, съездил во Владимир, снял мерки с Успенского собора, набросал план и стал разбивать стены разрушенного кремлёвского храма.
Кстати, знаменитый мастер сразу понял, что строившийся Успенский собор рухнул не из-за рокового проклятия, а из-за дурно обожженного кирпича. Именно поэтому, прежде чем приступить к строительству нового собора, Аристотель создал в селе Калитниково за Андронниковым монастырём печь для обжига кирпича – по сути, первый кирпичный завод в России.
По преданию, при закладке фундамента Успенского собора рабочие обнаружили множество костей и каменных идолов. Аристотель лично принял участие в раскопках и подъёме огромного каменного истукана. Великий князь приказал расколоть статую, а затем утопить в Москва-реке. На четвёртое лето строительство было закончено. Превзойдя своей внушительностью и “сановитостью” все соборы на Руси, Успенский собор стал наглядным выражением единства и могущества Русского государства.
По легенде, Аристотель соорудил в центральной главе главного собора Руси потаённую казну – “хранилище для опасных случаев” для княжеских и церковных сокровищ, а под собором устроил глубокий склеп, куда сложили библиотеку византийских императоров, привезённую в Москву Софьей Палеолог в качестве свадебного приданного. По гипотезе историка и археолога Игнатия Стеллецкого, Иван Грозный перестроил старый Кремль, превратив его в могущественную и неприступную цитадель с подземными тайниками и секретным хранилищем, прежде всего для сохранения бесценных рукописей.
Старинные легенды рассказывают, что, любуясь Московским Кремлём, мы видим верхушку таинственного айсберга, одну шестую его часть. Пять шестых надёжно спрятаны под землёй.
Вскоре после постройки Успенского собора и бесчисленных кремлёвских подземелий Аристотель Фиорованти таинственно исчезает. Известно, что незадолго до исчезновения великий зодчий просил великого князя отпустить его с миром домой. Иоанн III отказывает ему. В 1484 году Фиорованти предпринял попытку тайно уехать из Москвы. Великий князь, прознав, что мастер пытался бежать, поймал его, устроил допрос с пристрастием и запер его в темнице.
Итальянские мастера, приехавшие в Москву и заложившие по проекту Аристотеля первую из каменных башен Кремля, которую впоследствии назовут Тайницкой из-за расположенных в ней секретных переходов, стали роптать по поводу заточения их мастера. Великий князь был вынужден отпустить из темницы зодчего, устроил ему пышные проводы, щедро одарил его и отпустил с миром. Однако на границе Московии Аристотель бесследно исчезает…
Согласно официальной версии, как только зодчий покинул Московию, на него напали разбойники. Далее след мастера теряется. Однако у простых москвичей есть своя версия, объясняющая исчезновение великого мастера.
Согласно легенде, его схватили не разбойники, а слуги великого князя. Мастер был схвачен и тайно доставлен великому князю. Грозный потребовал раскрыть тайну изготовления философского камня, но алхимик наотрез отказался поведать её и начал призывать нечистую силу.
Он проклял Иоанна III, его детей, род Рюриковичей и всех властителей, что будут править Россией из Кремля. Взбешённый неповиновением, Грозный приказал приковать мастера железной цепью и замуровать его в подземной темнице с чёрными книгами и алхимической лабораторией.
В ту же ночь сбылось одно из проклятий – молния ударила в построенный им собор и тот загорелся. Собор с трудом удалось потушить. Пожары и другие бедствия следовали одно за другим. Великого князя стали мучить кошмары, в каждом тёмном углу он видел замурованного им мастера.
Приглашенные ворожеи и знахари посоветовали вскрыть темницу, вырвать у мертвого Аристотеля, колдуна и чернокнижника, сердце, проткнуть осиновым колом и сжечь, а то, что осталось от заморского чародея, зарыть в землю, “паче от него покоя не будет”. Иван Грозный приказал размуровать темницу, но в ней не нашлось никаких следов мастера, лишь оборванная цепь и магический перстень царя Соломона.
С тех пор, согласно преданиям, перед важным событием или смертью очередного правителя бродит по Кремлю, по подземным переходам призрак великого зодчего, наводя ужас на царей и прочих тиранов, грозя им страшной карой.
Поговаривали, что узнав об этом, Петр I лишился покоя и стал возводить новую столицу на берегах Невы. Не жаловала Московский Кремль и Екатерина II. По народным преданиям, незадолго до смерти Ленин увидел призрак замурованного зодчего.
Современные маги советуют, чтобы избавиться от тяготеющего проклятия, нужно отдать весь Кремль историкам и создать там огромный музей, а привидение мастера будет играть роль постоянно действующего экспоната.
Можно верить или нет в кремлёвского призрака, но как быть с воспоминаниями венецианского посла Амброджио, современника итальянского архитектора? Он не только подтверждает рассказы о том, что мастер увлекался оккультизмом и магией, но и выдвигает свою версию происшедшего.
“Аристотель Фиорованти пропал на бескрайних просторах Московского государства. Вместе с ним пропала и тайна философского камня”.
Действительно, поговаривают, что она каким-то образом оказалась в руках русского великого князя. Об этом свидетельствуют и рассказы путешественников о том, что царь пьёт и ест на золоте, а когда принимает гостей, то количество золотой посуды на столах измеряется пудами.