moizamok01

Мой замок 02 – это вторая часть саги автора Светланы Енгалычевой о похождениях девушки попавшей в прошлое. Если вам понравился рассказ, пишите автору на адрес svet1ana228@mail.ru.

Предупреждение Аббадона – Начало истории

Мой замок 01

МОЙ ЗАМОК

ЧАСТЬ 04

Как в замедленной съёмке Кэт увидела изумлённые взгляды суровых воинов в кольчугах, в стёганных жилетах и доспехах. Почтительно расступаются перед ними. Из главного замка спешит маленький господин в сопровождении гостей. Мужчины одеты в длинные коты (блузы) — зелёного, голубого и красного цвета. Рукава — узкие. У одних они со шнуровкой от локтя до кисти, у других — с множеством пуговиц. А у самых щеголеватых — рукава разноцветные, не вшитые, а пристёгнутые в нескольких местах у плеча.

И лишь у сира де Кабаре поверх коты надето сюрко. Он почтительно приветствовал гостей, но смотрел лишь на Годффруа.

– Вы живы! Счастлив приветствовать прекрасную Бьянку в своём замке. Известие о вашей гибели потрясло нас. Мы оплакивали и воспевали вас.

– Ни слова более. Для всех не посвящённых я отныне — Годфруа де Бланшфор. Позаботьтесь о моём спутнике — дворянине из Пикардии. Он северянин, но благодаря ему, я сейчас разговариваю здесь с вами. Ищейки Монфора чуть не захватили меня.

Её речь прервали подошедшие дамы. Две женщины, смеясь и плача, окружили Годфруа — Бьянку. Позже Кэт узнала, что это были — ее сестра Мабиль и невестка Эскларморда де Ниор.

В донжоне замка Кэт ждала ванна с горячей водой. Услуги служанок потереть ей спину, она твёрдо отвергла. Ей было слышно, как за стенкой плескается Бьянка. То, что Годфруа оказался девушкой, она узнала ещё в трактире. Слишком миловиден и хрупок. И ещё она увидела у спящего грудь, пусть и небольшую, но недостаточно маленькую, чтобы не понять, что Годфруа не мужчина.

Бьянка переоделась в женскую одежду. Была чарующе красива и обворожительна в блио из ткани пэль, с гофрированным лифом, юбкой в складку. Её тонкую талию подчёркивал пояс — витой шелковый шнур, весьма искусно завязанный: первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер с узлом над нижней частью живота. Волосы распущены и укорочены, что впрочем соответствовало современной моде. Длинные косы больше не носили. Дамы предпочитали ходить с волосами, длина которых достигала плеч.

Женственность в ней сочеталась с жизненной энергией. И это делало молодую женщину неотразимой. Но больше всего подкупало и нравилось в ней — глубокий взгляд с поволокой и обезоруживающая улыбка. Даже впалые щёки и излишняя худощавость вовсе не портили её.

«Почему она так улыбается мне?» – забеспокоилась Кэт. А внутренний голос насмешливо ответил: «потому что принимает тебя за мужчину». Кэт вспомнила, что должна проявить столь милую сердцу южан — куртуазность, и рассыпалась в комплиментах прекрасной даме.

Но собеседница прервала Кэт:

– Шарль, я должна рассказать о себе то, что утаила ранее.

Моё настоящее имя — Бьянка , баронесса Жиро. Я вдова владельца Лавора. Мой муж погиб под Каркассоном. Моя мать принадлежала к славному роду де Лорак и была Совершенной. Мне же с юности предназначено стать Хранительницей Грааля. Как об этом узнал Монфор, не знаю. Только он сделал всё, чтобы этого не случилось, и осадил Лавор. Граф Раймонд прислал камнелеты, своего сенешаля и многих рыцарей для защиты города. Тогда Монфор велел соорудить огромную катапульту. Её подкатили к самому рву крепости. Не ведали, что к нему ведут подземные ходы. Смельчаки по ним добрались до самого орудия. Там дежурили два немецких графа. Лаворцы захватили обоих графов и много других немцев. Пленников казнили, а их тела выбросили с крепостных стен. Так надо. Осаждённым не нужны лишние рты, и это они пришли нас убивать.

Тогда крестоносцы засыпали ров и подкатили орудие к самим стенам. Напрасно мы кидали камни, колья, стреляли. Через брешь враги проникли в крепость под пение католических священников «Veni creator Spiritus». Город был взят. Всех восемьдесят альбигойских рыцарей осудили на казнь. Виселица рухнула под тяжестью тел, когда их повесили. Тогда им просто перерезали горло. Меня заставили на это смотреть, чтобы насладиться моей болью. Потом опустили в колодец и завалили большими камнями. Палачи не знали, что там есть подземный ход. Два дня я расчищала его. Наконец удалось выбраться. Моих самых верных подданных сожгли. Они приняли мученическую смерть, но не отказались от своих убеждений. Остальных захватчики резали просто от удовольствия убивать. Лишь немногие рыцари проявили благородство.

Годфруа де Бланшфор, хоть и служил Монфору, но сердцу южанина была чужда кровожадность северян. Он спас в разных местах города несколько детей, когда мы встретились с ним. Я знала его раньше, и он узнал меня. Пошёл к Монфору и попросил выпустить из города тех, кого взял под своё покровительство. Граф предоставил ему право распоряжаться добычей по его желанию. Когда сир Годфруа выводил нас за городские ворота, банкир Монфора, купец кагорский — Сальваньяк опознал в оборванке баронессу и поднял тревогу. Годфруа скинул конного стражника, вскочил на коня и подхватил меня, а дети разбежались. Их никто не преследовал. Им была нужна я. Нам удалось уйти от погони. Только Годфруа смертельно ранили стрелой. Он умер.

Тогда я переоделась в его одежду и приняла имя своего спасителя. В трактире, где решила заночевать, мы встретились с тобой. Никогда раньше моё сердце так не билось. Я готовилась к особой миссии. Замужество не затронуло моих чувств. И ни один сладкоголосый трубадур не смутил мой покой. Но перед тобой моя крепость пала.

Бьянка замолчала в ожидании ответа. Тут только Кэт поняла смысл её иносказательных речей.

На помощь пришёл совет мамы: “Если не знаешь, что ответить, то попытайся перевести стрелки и отвлечь спрашивающего от данной темы”.

– Неужели Святой Грааль существует?! Это чаша?

– Нет. Святой Грааль – это необычный камень, который лежит в чаше и наполняет её светом.

– Вот бы мне его увидеть.

– Увидишь, если станешь моим спутником, моим паладином.

Искушение было слишком велико,чтобы устоять перед ним. Увидеть Святой Грааль! Ради этого можно потерпеть, выдавая себя за мужчину. Кэт верила только собственным глазам. Теперь у неё появился шанс убедиться – сказка это, или правда.

“Святого Мунсальвеша стены
Катары и ночью и днем стерегут.
Святой Грааль хранится в нем,
Грааль — это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?

Видение Грааля Галахаду, Персифалю и Борсу.
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени,
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца.
Чудесная надпись ничем не стирается,
А по прочтении, за словом слово,
Гаснет, чтобы появиться снова
Дальнейший список в урочный час,
И так же, прочтённый, погас…”

(Вольфрам фон Эшенбах. Из романа «Парцифаль» 1210 года)

moizamok02

ЧАСТЬ 05

Теперь Кэт знала, что находится в 1211 году в первых числах мая. Ведь, насколько она помнит, Лавор был взят третьего мая, а пятого она попала сюда. Легче от этого не стало. Угодила в разгар альбигойских войн, которые продлятся аж до 1229 года.

Крестоносцы истребят в ходе двадцатилетней войны в Лангедоке свыше миллиона мирного населения, превратят его цветущие города и селения в руины. Папа Римский обещал: все, кто примет участие в этой кампании, берутся под немедленную защиту папского престола. Уже с самого начала похода даровал его участникам полное прощение всех их грехов и преступлений, при условии, что они прослужат минимум сорок дней. Голосу папы вняли рыцари и бароны и все те, кто жил грабежом и войной.

В 1209 году крестоносцы во главе с Симоном де Монфором пришли в Лангедок. Многих рыцарей прельстила возможность разбогатеть так быстро и так просто: стоит лишь взять и отобрать всё добро у тех, у кого отнимать дозволено во имя Христа. Поэтому карательная кампания сопровождалась грабежами и резнёй мирного населения.
Бойня в Безье, произошедшая 22 июля 1209 года. Жители крепости не захотели выдать Добрых людей — альбигойцев, и крестоносцы взяли город.

Его население перебили до последнего человека. Только в одной церкви города было убито около семи тысяч человек. Из-за нехватки питьевой воды, через две недели пал Каркассон. Виконт Раймон-Роже де Транкавель уморён в тюрьме собственного замка. Известие о бесчеловечной расправе в Безье, где всё население города – около двадцати тысяч жителей, было уничтожено, и вероломное заключение виконта, вызвало не только страх, но и гнев жителей Лангедока.

Начальник гарнизона Минервы — Жерар де Пино, хотя и был католиком, то в отместку за это двум пленным рыцарям-крестоносцам приказал выжечь глаза и вырвать языки. Монфор, который прежде «лишь» вешал, резал, сжигал и морил в тюрьме, стал увечить пленников. После взятия Брома он повелел отрезать сотне защитников замка – носы и уши.

Война из религиозной превратилась в национальную. Война северян и южан, итог которой Кэт знала. Но ничего не могло заставить её переметнуться на сторону победителей-захватчиков.

Из задумчивости девушку вывело приглашение к столу. Бьянку хозяин замка усадил на почётное место рядом с собой. Молодые дворяне завидовали Кэт, которой отвели место рядом с Бьянкой, но она после лёгкого закусона в таверне, чувствовала настоящий голод и не испытывала восторга от такого соседства.

Подали печёных голубей на серебряном блюде. Кэт поспешно от них отказалась. Даже испытывая голод, не смогла заставить себя съесть хоть кусочек. Воробьи, голуби, вороны и галки были персонами нон грата в ее рационе. Зато телятине, шпигованной чесноком, уделила должное внимание, заслужив одобрительный взгляд сира де Кабаре.
Поглощённая едой, не сразу стала слушать, как хозяин начал рассказывать:

– В пору моей молодости, некий молодой каноник Жерве де Тильбюри из Реймса сопровождал своего архиепископа. Внимание его привлекла красивая девушка, работавшая одна в винограднике. Тогда он подъехал к ней и предложил приятно провести время. Девушка отвергла предложение священника, сказав, что если послушается его, то будет бесповоротно осуждена. Такая строгая добродетель являлась очевидным признаком ереси. Архиепископ тут же приказал отвести недотрогу в тюрьму по подозрению в катаризме. Её допросили и… отправили на костёр.
Нежелание отдаваться первому встречному прелату… расплата за это — смерть.

Кто-то дотронулся до руки Кэт. Она повернула голову и встретилась с вопрошающим взглядом Бьянки. Были в нём какая-то недосказанность и затаённая нежность. Кэт про себя удивилась, что в этом мире жестокости, есть место другим чувствам, кроме ненависти.

moizamok03

ЧАСТЬ 06

Щекотливое положение, весьма кстати, прервало появление ещё одного гостя, точнее гостьи. В зал вошла немолодая, величественного вида женщина, закутанная в чёрный плащ Совершенных. Хозяин и гости при виде неё, поспешно стали и поклонились, как королеве. Кэт последовала примеру остальных, успев спросить у Бьянки:

– Кто эта женщина?

– Эсклармонда де Фуа, вдова Журдена де ла Лиля, виконта де Жимоэс — нынешняя хранительница Грааля.

Кэт внимательно присмотрелась к этой женщине. Сестра графа де Фуа не поражала красотой, не казалась высокомерной аристократкой. Выделялась скорее какой-то особой одухотворённостью, душевной деликатностью и манерами, полными достоинства. Поискав по закаулкам памяти, Кэт вспомнила, как все историки единодушно утверждали, что в 1204 г. в местечке Фанжо, при большом скоплении народа виконтесса Эрменгарда де Лиль Жорден вступила в лоно катарской церкви, приняла consolamentum и облачилась в скромное черное одеяние. Она отказалась от этого мира и стала готовить себя к жизни грядущей. Но уже задолго до этого ее стали называть Эсклармондой.
Ведь «Es clara e munda» означает «несущая свет миру».

Граф Раймон-Роже де Фуа построил для сестры в местечке Памье дом под названием «Кастеллар», походивший на монастырь,своего рода – трудовая община. Доктрина катаров была построена на занятиях ежедневному труду: любой человек, в независимости от сословия, обязан постоянно заниматься каким-то делом. Виконтесса тоже делила свое время между жизнью внутренней — чтением Евангелия, размышлениями над теологическими трактатами катаров, и жизнью внешней. Она разъясняла основы вероучения множеству паломников, стекавшихся к ней со всей Европы. На долгое время предоставляла им гостеприимство, поддерживала, утешала, врачевала.

На свою часть наследства она также строила школы, мастерские, приюты. Короче, занималась благотворительностью и просвещением, – подытожила Кэт. — Но главное, является хранительницей Грааля. Значит, он всё же существует?

Ответ на этот вопрос сильно интересовал Кэт. Ей очень хотелось познакомиться с «Женщиной–Папой», как называли враги Эсклармонду, но опасалась, что её втянут в религиозные диспуты. А Кэт и главную книгу катаров — Евангелие от Иоанна не читала, и их единственную молитву – «Отче Наш» не знала. Зато помнила, что Добрые люди, или Друзья Бога, как они себя называли — считали, что между Богом и человеком не должно быть посредника, полагали ненужными и вредными поклонение иконам и крестам, потому что они не помогут человеку стать лучше и чище. Взимаемая же церковью мзда — идёт от Сатаны.

Святая вода — всего лишь вода. Индульгенции не могут отпустить грехи, так как нельзя купить чистоту за деньги, её можно только достичь.

В душе, Кэт верила в Бога, хотя и была атеисткой. Поэтому, ей не могло не понравиться то, что катары-альбигойцы оказали церкви сопротивление. Да и сердце лежало к главной заповеди Добрых людей – «Не убий».

Вновь прибывшая хранительница долго разговаривала о чём-то с Бьянкой. Остальные гости, включая владельца замка не смели мешать их беседе. Потом к разговаривающим присоединился сам хозяин. До ушей Кэт доносились лишь обрывки фраз и отдельные слова: Монфор, Грааль, Монсегюр, стать новой хранительницей. Может, Кэт удалось бы узнать больше, но её внимание отвлекла некая молодая дама. Она представилась – Адальгизой де Моссабран.
С кислой улыбкой сообщила, что приехала сюда отдохнуть, а не слушать проповеди Совершенной.

– Мой отец — барон де Мирепуа — приверженец катаризма, который передается у нас из поколения в поколение. Мне же всегда хотелось стать католичкой. Вы, как католик должны понять меня.

Кэт мысленно послала её куда подальше. И очень обрадовалась, когда Бьянка подозвала к себе. Стойко выдержала проницательный и благожелательный взгляд Совершенной. К счастью, в свою веру Кэт никто обращать не собирался. Ей сообщили, что замки будут сданы крестоносцам. Сообщит об этой вести рыцарь де Марли — родственник Монфора, который томится сейчас в плену.

В знак уважения, пленнику для сопровождения дадут трёх пажей. Один из них будет паж самого барона, а Бьянка и Кэт должны сыграть роль остальных двух.

– Зачем лезть в пасть льву? — не поняла Кэт.

– Чтобы убить Симона де Монфора. Ты можешь отказаться, но я должна покарать убийцу невинных жертв, – ответила Бьянка.

В глазах её горел непримиримый огонь. Кэт поняла, что переубеждать — бесполезно, и все увещания пропадут втуне.

«А как же Грааль, кто мне его покажет? – подумала она. — Если откажусь, то не видать мне его, как собственных ушей». Согласилась, всерьёз не считая затею по устранению предводителя северян — выполнимой.
Воочию увидела, как сияют звёзды — в глазах Бьянки.

– Проводите меня в мою опочивальню, мессир Шарль, – Бьянка подала Кэт руку. Той ничего не оставалось, как выполнить просьбу своей дамы.

Под неодобрительным взглядом Совершенной, и завистливыми взглядами кавалеров, Кэт подчинилась. В голове у неё зародились смутные подозрения, что приглашение это не просто так. «Если позовёт зайти, то откажусь», – решила девушка. Однако согласия спутница даже не стала спрашивать. Она просто потянула Кэт за собой. И пока та соображала, что и как, прильнула к её губам поцелуем.


Мой замок 03

8 комментариев

  1. Ёжик с шаурмой

    Класс.

  2. Светлана Енгалычева

    Спасибо, Ёжик)

  3. Роман Ударцев

    Светлана, у Вас отлично получается! Вы очень талантливы. Не знаю как у Вас повернется сюжет дальше и жду очередной порции. Единственное чтобы я подправил: у Вас Бьянка малознакомому человеку открывает семейные и религиозные тайны, что довольно странно. К тому же она делает почти открытое предложение, самого романтического характера, ждет ответа. После главная героиня задает вопрос про Грааль и задумывается на шесть абзацев следующей главы. Это немного странное поведение. Если Бьянка так импульсивна, что предлагает “стать паладином” почти незнакомому человеку, то такое зависание ее бы взбесило.
    Мне помогает избавиться от таких ошибок(а от них никто не застрахован), чтение в слух. Читаю в основном жене. На слух многие места текста звучат по другому, попробуйте.

  4. Светлана Енгалычева

    Спасибо, Роман.
    Кэт не устояла перед искушением увидеть Грааль, поэтому согласилась на предложение Бьянки. Об этом она сама говорит.
    Да, Бьянка импульсивна, как большинство южан. Слушает веление своего сердца, а не разума. Кэт она принимает за юношу, который спас её, и который ей понравился с самой первой встречи.

  5. IRENA

    Прекрасный рассказ, увлекательный, читается с неослабевающим интересом к судьбе героев и однозначно достойный внимания.Свелана,вы умница.

  6. Светлана Енгалычева

    Спасибо, Ирена. Всё собираюсь дописать окончание, но не попала пока на нужную волну)

  7. Ленивый дикобраз

    Я подумываю: а не проверка ли это Кет? А то баронесса все слишком легко раскрыла. Почему гг сама не призналась в своем обмане, так сказать, а то сейчас такая ситуация неловкая. И то, что девушку воспринимают за католика и северянина, но относятя так доверительно – либо я что-то упускаю, либо они беспечны

  8. Светлана Енгалычева

    Среди южан много было и католиков. Это не мешало им воевать спина к спине с катарами.
    Ведь ересь ересью, но материальная подоплёка важнее. Это значит отнять, а чтобы не ломать голову, есть хороший лозунг захватчиков « Убивайте всех. Бог распознает своих». Бьянку спас один северянин, потом спасла Кэт. Благодарность и доверие вполне объяснимы. А вот проверка это, или нет, и почему Кэт не призналась… всё в конце рассказа станет ясно.